Вторник, 19.03.2024, 05:10
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МОЛЧАДЬ

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    История местечка Молчадь.

     Деревня Молчадь находится в Барановичском районе Брестской области бывшего Великого княжества Литовского, а сегодня в Республики Беларусь. В 16 веке в селе Молчадь проживали литвины (белорусы сегодняшние), татары, поляки, евреи. В 1566 году Молчадь приобретает брестский еврей Самуил Юдень. В 1654 году здесь был пожар, поднялся сильный ветер, и село огнем как сдуло, сгорело все. Великий князь Литовский освободил жителей от налогов, чтобы они могли отстроиться.На главной рыночной площади Молчади раньше стояли три храма: костел, синагога и православная церковь. Но сейчас здесь стоит только православная церковь. Церковь была построена во второй половине 19 века (1869-1873) и освящена в честь святых апостолов Петра и Павла. С того времени эта церковь ни разу не закрывалась.В начале 20 века Молчадь почти полностью была еврейским местечком. Во время Второй Мировой войны немцы расстреляли всех евреев Молчади, но никого из них здесь не похоронили.
    http://www.tury.ru/

     

     Виктор Хирковский .  История местечка Молчадь.
     Одно из первых документальных упоминаний названия Молчадь, как населенного пункта, относиться к  1545 году. 

    1545.VIII.15, индикт 3. Вильно. Король Польши, великий князь Литовский Сигизмунд Август утверждает дворянина Василея Даниловича Чечета в держанье семи пустовщизн в Молчадской волости Слонимского повета и пяти служб людей двора господарского Молчадского. Данные владения в свое время пожаловал король Сигизмунд I беглецу из Смоленского воеводства, захваченного московитами, Яну Белику. Чечет (тоже Смоленский беглец) женился на дочери Белика, а поскольку в свое время не получил нового имения в обмен на свою смоленскую "отчизну", то просит утвердить за ним владения тестя. Владения утверждены за Чечетом до "очищенья отчизны его" в Смоленске.
    Оригинал: Пергамент, остатки печати на красном воске. Доставлен для публикации ксендзом прелатом Мамертом Гербуртом из Фульштына.
    Язык: ст. бел.
    Публ. 1 (по оригиналу): Zrzodla do dziejow Polskich. T. 2 / Wyd. przez M.Malinowskiego i A.Przezdzieckiego. Wilno, 1844. P. 402-403 (транслитерация латинкой).
    Великое  Княжество Литовское (ВКЛ).

     

         Molchadz вместе со всеми небольших поселениями в округе ,в то время, административно включена в Слонимский (Брестский) регион. Слоним  был центральным городом в этот период.

     

    В1566 году Молчадь была передана в аренду Берестейскому еврею Самоелю. Вот ,что гласят Метрики Великого княжества Литовского -
    1566.VII.01. Аренда Берестейскому еврею Самоелю Июдичу на поборы малые в местах Слониме, Молчади и Локоннице. "Которые поборы на потребы речи посполитое уфаленые, то ест млыновое от солоду и от иншого всякого збожъя, шинковое от пива и меду пресного, кгды хто на шинку сытит, от горелки и от жорнов местских".
    Копия 1: РГАДА, ф. 389, кн. 48. 48-я книга записей Метрики ВКЛ, лл. 66 об. - 67.
    Язык: ст. бел.  

    (В 70 книге метрик ВКЛ (1582-1585) под номером 32 записана привилегия на наследование Молчади Александром Воловичем от 17 ноября 1583 года. стр. 53, 97-98.
    Ссылка на метрики :
    http://history-belarus.by/pages/download/metrica_litwa.php
     
    (Историк  Александр Волынец)
    Несомненно это название имеет более древнюю историю. В окрестностях Молчади еще ни так давно находили каменные топоры, которые были представлены в историческом музее Молчадской средней школы. Это указывает на наличие стоянок первобытных людей в этих местах еще в каменном веке. Местность очень предрасположена к поселению людей. Многочисленные родники, река, пойменные луга, леса – все это помогало древнему человеку выжить. И не удивительно, что в такой местности возникло постоянное поселение сначала скифов, а потом и славян. (В окрестностях расположены несколько курганов.Предположительно они относятся к скифскому периоду.)

     

     

         Называют разные версии происхождения слова Молчадь и возникновения поселения с таким названием.Но автор склоняется  к тому, что это название произошло от слова “молчать, молчание” (  Ничего не говорить, не произносить никаких звуков; безмолвствовать).

     

     

         Есть две легенды, которые объясняют использование этого слова для названия местности. Первая – в результате произошедшего когда-то в этих местах кровавого сражения древние воины истребили друг друга и поле битвы замолчало. Вторая – в результате пожара поселение опустело и все покрылось безмолствием. (Вторая,  более  вероятна так как пожары в Молчади происходили не редко и в более поздний период. К примеру в  1654г. поселение  полностью выгорело и проживающие там люди  были освобождены от уплаты налогов в течение четырех лет. В 1879  г. две трети поселения сгорело снова).

     

     

         В 1765 году община Молчади состояла из 369 человек, которые уплачивали налоги. Следовательно общее население могло составлять от 1000 до 1500 людей.  Географическое положение местности  предопределило совместное проживание в этих местах различных народов - русских, белорусов, татар, евреев и поляков.

     

     

         В более поздний период по данным из словаря географии Королевства Польского [Slownik Geograficzny Krolestwa Polskiego], который был опубликован в 1889 году в Молчади  общая численность населения составила …”1128 человек - конкретно 524 мужчин и 604 женщин. Из них 702 евреев. Молчадь находиться на Вильно-Румынской железнодорожной линии между Новоельня и Барановичи. 25 верст расстояние между двумя городами, 162 верстах от Вильно, 63 верстах от г. Лида, 189 верстах от Пинска и 301 верстах от Кобрина…” 

     

     

           В то время было уже почтовое и телеграфное сообщение между станциями.

     

     

           К этому же времени относиться постройка и основание в Молчади церкви  Свв. апп. Петра и Павла 1869-73 (1880)  Слово местечко мястечка”(бел.) происходит от место”(рус.),  място“(польск.) – отсюда и “miestas”-город в литовском язык. Поэтому это слово можно трактовать как городокТаким по сути и являлось местечко Молчадь в те годы. Оно объединяло вокруг себя близлежащие небольшие поселения (Подлозяны,Мицкевичи,Ивановичи-Савцевичи,Своротва,Белогурно) и множество небольших хуторов.

     

     

             В конце 18 века в Молчади активно начала развиваться промышленность.Этому способствавало наличие железнодорожного транспортного сообщения. В Молчади появляются кожевенный завод, мельница, в дальнейшем и водяная электростанция. Серьезное влияние на развитие оказвал рынок местечка, который работал каждую среду недели. Проводились и ярмарки - 29 июня, 20 июля и 14 сентября.

     

     

     

     

     

     

     

     

    От автора.Материалы будут дополняться в разделе"Каталог Статей" или блоге автора